|
ения о болезни в ее "христианском" обличье имели место только на страницах медико-теологических трактатов, в более или менее адаптированном виде церковь старалась привить их и своей пастве. Однако тот образ болезни, который сформировался в зоне контакта христианства с варварской культурой местного населения, никак не соответствовал идеологической норме. Эта вторая, "повседневная" модель восприятия болезни, в том или ином объеме реализовавшаяся в обыденной жизни практически всех слоев общества, включала в себя элементы и архаической, и христианской
121
традиций. В отличие от "официальной" концепции болезни эти элементы не были сведены в систему, в достаточно стройное и логически осмысленное учение (ибо в устной культуре вообще никаких учений быть не может), а безотчетно существовали в массовом сознании в виде довольно беспорядочного конгломерата верований, представлений, стереотипов поведения. Эта модель соотносима с мифологическим уровнем средневековой картины мира и мифологическим (мифомагическим) типом сознания, она больше напоминает прежнюю варварскую (архетипическую) модель восприятия болезни и всего, что с нею связано, подвергшуюся лишь внешней "христианизации" и подогнанную под стереотип "правильного", "христианского" поведения, при полном сохранении ее глубинных структур и связей между ними.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1 - 3, М., 1865-1869.
Боас Ф. Ум первобытного человека. М., Л., 1926.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Исландские саги. М., 1973.
Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII- XIII вв., преимущественно
|