|
траняются и иные - "христианские" амулеты: капсулы с записями фрагментов евангельских текстов, медные или железные пластины со строками из молитв, именами ангелов, аббревиатурами вроде CMG ("Мария родила Христа") и вовсе уж непонятными рядами кабалистических знаков, букв греческого алфавита, нарезанных подобно рунам, а также ладанки со святыми мощами, флакончики воды из священной реки Иордан и тому подобными реликвиями. Официальная церковь очень настороженно относилась к большей части таких амулетов и всегда готова была видеть в них разновидность "суеверий", тогда как рядовым христианам они казались вполне соответствующими нормам христианского благочестия.
Тогда же многие целебные травы из-под покровительства языческих богов "перешли в ведение" христианских святых, самого Христа и Девы Марии. В позднее Средневековье
108
в Европе насчитывалось по крайней мере 12 целебных растений, связывавшихся с именем Христа.
Не было в средние века в Европе такого растения, которое не собиралось бы в строго положенное время, в определенном месте и с определенным ритуалом или хотя бы заклинанием. После запрета язычества люди стали стремиться приурочить сбор трав уже не к древним языческим праздникам, а к христианским. Особенно полезными считались травы, собранные в канун дня Вознесения Марии и освященные утром в церкви.
Строго говоря, к сбору трав и приготовлению отваров из них церковь относилась с подозрением. "Отворотные" и "приворотные" зелья, ядовитые напитки, отвары, которые, как считалось, лечат от бесплодия и т. п., категорически запрещались как одна из разновидностей колдовства. И все же церковь идет на уступки практическим нуждам верующих и разрешает применение трав в медицинских целях, хотя при этом специально оговаривалось, что сбор трав и приготовление лекарств из них должны сопровождаться не заклинаниями, а чтением молитв ("Отче
|