|
екарством могли быть кусочки гроба, одежда покойного), "Не лечился ли ты при помощи разведенных в воде червячков, именуемых вшами?", "Не просил ли ты совета у магов и не приводил ли их в свой дом, дабы потребовать какого-нибудь колдовства или избежать оного?", "Не пила ли ты как лекарство крови мужа своего?" - придирчиво выспрашивал исповедник у прихожан и на провинившихся налагал суровую епитимью.
И все же к XI-XII вв. внешний облик народной целительной практики существенно меняется: все чаще в целительных обрядах находят применение предметы христианского культа и христианская символика, а их эффективность подкрепляется обращением к Христу, Богоматери, святым, чтением молитв. Прежние языческие заклинания
107
и заговоры уходят в прошлое или перелагаются на христианский лад, на смену им приходят новые христианские формулы - благословения и заклятия, расцветает культ святых и их мощей.
"Охристианивание" народной целительной практики шло "снизу" и было своеобразным ответом рядовых средневековых христиан на возникшую перед ними после запрета магии необходимость выбора между "правильным" ("христианским", "религиозным") и "неправильным", осуждаемым церковью как языческое, "магическое", поведением.
Очень важным целительным и "профилактическим" средством, популярным еще со времен язычества, в средние века оставались амулеты. У народов, населявших Европу, с древнейших времен были в ходу амулеты из трав, корней, костей и зубов животных, металла, стекла и т. п. У германцев особенно распространены были амулеты с руническими знаками. Амулеты носили на шее, привязывали к рукам, к ногам, к голове, пришивали к одежде. Церковный запрет носить амулеты выполнялся очень плохо. Еще Лондонский церковный собор (1057 г.) напоминает прихожанам о греховности использования амулетов из костей и зубов животных. Но в то же время в народе распространяются
|