|
в ногах пройдет, если на рассвете походить босиком по росе на лугу, что амулет из трех листиков подорожника, связанных красной нитью, избавит от головной боли, а стебли чеснока, подвешенные у колыбели младенца, уберегут его от "сглаза" и отпугнут всякую нечисть. Страдающих лихорадкой детей женщины сажали на крышу, обрызгивали кипятком, слабых и недоношенных новорожденных клали на деревянную лопату и три раза засовывали в хлебную печь, этот обряд назывался "допеканием". Как правило, целительные обряды сопровождались заклинаниями.
106
Приблизительно с IV в., т. е. с начала массовой христианизации варварских народов Европы, практически вся народно-медицинская практика запрещается церковью как "магическая", "суеверная", "связанная с призывом Демонов". Но много ли шансов на успех имели такие запреты в условиях, когда сами несчастья, болезни и их источники сохранились, врачи были только при дворах знатных персон да в редких тогда монастырях, а церковь могла предложить своей пастве взамен привычных ритуалов, в действенности которых никто не сомневался, только молитву, призывы Господа и знак креста?
Не удивительно, что в раннее Средневековье в обыденной жизни простых людей магическая медицина преобладала, и никакие официальные запреты не могли поколебать ее позиций. В VI в. знаменитый проповедник Цезарий Арелатский гневно обличал жителей Южной Галлии, которые будучи христианами, со всеми своими недугами - от лихорадки, головной боли и глистов до носового кровотечения и укусов скорпионов - боролись при помощи "дьявольских песнопений", т. е. магических заклинаний. И в более позднее время, в VIII-XII вв., судя по памятникам канонической литературы (постановлениям церковных соборов, проповедям, "покаянным книгам"), средневековые христиане продолжали практиковать целительную магию. "Не осквернял ли ты могил с целью добыть себе лекарство?"
|