|
вно причислялись вассальные цари наивысшего ранга.
Можно думать, что в Древнехеттскую эпоху (XVII-XV вв.) слова "свободный человек" ("антухсас аравас") и просто "человек" ("антухсас") употреблялись как синонимы, обозначающие "свободных людей" в общем, широком смысле слова. В Новохеттскую же эпоху этот смысл сохраняется премущественно за словом "человек", а термин "свободный человек" (также "светлый человек") применяется главным образом в узком смысле слова. Впрочем, хронологическое распределение указанных типов словоупотребления может ставиться под вопрос; кроме того, слово "человек" могло, разумеется, обозначать любого человека.
2. "Рабы". Большинство "рабов" получали участки земли, на которых и трудились как крепостные (илоты). Крупнейшим собственником таких "рабов" было государство. Терминология Законов не отличает таких "рабов" от "рабов", вовсе лишенных собственного хозяйства, и не проводит специального разграничения частных рабов от государственных. В "рабов" в ранние времена должны были превращать население завоеванных территорий, "рабами" по собственной воле становились люди, утратившие членство в общинной организации и средства к существованию, огромную долю рабов составляли "арнувала" - депортированные жители разгромленной в военном походе мятежной или чужеземной области. "Рабы" могли вступать в браки со свободными, выступать в судах, иметь собственность, по крайней мере движимую, которой распоряжались сами (господин имел право лишь на их рабочую силу и время, а не на их имущество). Собственных рабов, однако, у рабов не было, так что в возмещение они, в отличие от свободных, должны были отдавать либо деньги, либо самих себя, но не "головы" (ст.172). Раб нес меньшую ответственность за свои преступления, чем свободный (ст.101, 133, 142-143) - несомненно, потому, что наказывать раба означало в какой-то
|