бо (часть) поля, то он не должен нести луцци. Если поле заброшено, и если жители общинного поселения дают ему поле, то он должен нести луцци40.
§ 48. Хиппарас41 несет луцци, и никто не должен заключать торговой сделки с хиппарасом. Никто не должен покупать его сына, его поля или его виноградника. Тот, кто вступит в сделку с хиппарасом, должен потерять уплаченную цену. Что бы хиппарас ни продал, он должен получить это назад42.
§ 49. Если хиппарас украдет, то возмещения нет. Если существует объединение "твикканц"43, к которому он принадлежит, то именно объединение "твикканц" и должно дать возмещение. Иногда же всех обвинят в воровстве, как если бы они все были обманщиками или все стали ворами. Тогда пострадавший пусть схватит одного из них, а тот схватит другого из них; их отдадут под суд44 царя.
§ 50. У людей священного звания, которые имеют обрядовую власть в городах Нерике, Аринне и Циппаланде45, и у жрецов во всех городах дома свободны46, но люди их наследственной доли47 должны нести луцци. (...) Тот, в воротах чьего дома виднеется вечнозеленое священное дерево48, накрепко свободен (от повинностей).
§ 51. Прежде дом того, кто становился ткачом в городе Аринна49, был свободным (от повинностей), и люди его наследственной доли и люди его рода были свободны (от повинностей). Теперь же только его собственный дом свободен, а люди его наследственной доли и люди его рода должны нести саххан и луцци; в городе Циппаланда то же самое.
§ 52. Раб Каменного дома50, раб царевича и начальник над суппату51, которые имеют поля среди полей "людей должности", должны нести луцци.
§ 53. Если "человек должности" и человек его наследственной доли живут вместе, и если они поссорятся и решат разделить свое домашнее имущество, то если на их земле было 10 голов, "человек должности" должен взять 7 голов и человек его наследственной |