|
раты - выборные "лимму" (чиновник, по имени которого называли год, как по именам консулов в Риме), "укуллу" - верховный землеустроитель, осуществлявший верховную собственность номовой общины Ашшура в целом на всю землю страны (обычно эту должность занимал "ишшиакум"), и наследственный "ишшиаккум" - верховный жрец и администратор, верховный правитель Ашшура, в середине - второй половине XIV в. превратившийся в обычного переднеазиатского царя.
Кроме термина "человек", САЗ знают термин "ашшурец" ("ашшурайу"), означающий "человек, побывавший или родившийся членом ашшурской номовой общины" (независимо от того, что быть таковым он в какой-то момент переставал, например, попав в рабство). Вероятно, к "ашшурцам" на тех же основаниях причислялись также и все лица, побывавшие неполноправными подданными Ашшура.
Как обычно, "людям" противопоставляются "рабы". Положение рабов в Ашшуре весьма тяжелое (в частности, он явно не правоспособен и не собственник; статус его необратим, даже если он "ашшурец"), что типично для отношения к рабу со стороны частных лиц - общинников в условиях господства частно-общинного сектора (ср. с характером рабства в античном мире), в то время как перед лицом могучего государства все подданные оказываются в какой-то мере "рабами" (в том числе в офицальной терминологии) и грань между собственно "рабами" и "свободными" подданными воспринимается несколько мягче.
iv Как и вообще в Месопотамии, женщина - либо собственность отца или мужа, либо полноправный самостоятельный член общества, заведомо отрезанный от семейной жизни (храмовая блудница и т.д.). САЗ знают оба эти статуса.
v То, что личную ответственность женщины необходимо специально подчеркивать, лишний раз свидетельствует о патриархальной власти "человека" над своей женой и дочерьми - власти настолько сильной, что согласно ожиданиям (против которых и выступает закон)
|