ну (Древняя Индия, ~ II в. до н.э. - II в. н.э.)
Глава I
81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.
89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, растовщичество и земледелие - для вайшия.
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы.
97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.
107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.
Глава II
12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих |