|
м главой государства и главнокомандую-щим армией. Ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).
Двор султана был центром политической жизни и управления империи. Состоящий из большого числа придворных чинов, слуг, охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны.
Главным сановником двора был вакил-и-дар, двор-цовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Другой, равной по значению фигурой при дворе был эмир-хаюб, главный церемониймейстер. Он и его помощники хаюбы стояли между султаном и его подданными. Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывал их для военного совета.
Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т.д. Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств.
В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее, в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Финансами занималось ведомство главного министра султана - вазира, оно называлось диван-и-вазират.
Военное ведомство возглавлял арид-и-мамалик. Он главным инспектором вооруженных сил. Специальное ведомство диван-и-инша ведало корреспонденцией пра-вителя. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, ведомство диван-и-кази занималось судебными делами.
Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной еди-ницей был
|