рвобытном обществе дают все основа-ния сказать, что эта власть выступала как самоуправ-ление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производ-ства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним отно-сились главным образом обычаи, игравшие весьма важ-ную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.
Многие обычаи были тесно связаны с нормами пер-вобытной нравственности (морали), религиозными веле-ниями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окрас-ку носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).
Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.
Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обы-чай равенства всех членов рода отражал фактические отношения равенства, сложившиеся объективно, в силу экономических условий первобытного строя. Это же в полной мере относится к обычаю наследования роду.
Социальные нормы первобытного общества, как и су-ществовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и по-рабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обя-занностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в опол-чении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью |