ого управления делами собра-ние выбирало старейшин (вождей) и военных предводи-телей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осу-ществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязатель-ными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эф-фективно руководить общиной. Она, безусловно, обла-дала возможностью принуждения по отношению к на-рушителям порядка, но никаких особых органов, осу-ществлявших принудительные меры, не имела.
Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собра-ние, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.
В принципе род представлял собой вполне самостоя-тельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обу-словливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший на-звание "фратрия". Несколько фратрий по мере разви-тия общества объединялись в племя.
Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.
В племени общественная власть осуществлялась пле-менным советом, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы.
Рассмотренные выше формы органи-зации власти |