отношения строились на основе взаимопомо-щи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка чело-веческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материн-ской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материн-ской общины, женщина занимала господствующее поло-жение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обра-ботке земли с помощью мотыги, был в тех условиях го-раздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: груп-пы мужчин, женщин, стариков, детей занимались раз-личными видами трудовой деятельности. Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустой-чивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родо-начальницы.
Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни обще-ства, производственной деятельности, войны, религиоз-ных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собра-ние, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного |