|
ии числа ее заседаний, активизации членов Палаты, увеличении продолжительности заседаний. Если в 1959-1960 гг. при числе членов в 907 за два года в заседаниях участвовало 542 члена, выступило 283, средняя цифра присутствия была 136, а число заседаний составляло 450, то в 1985-1986 гг. эти цифры соответственно составляли 1171, 798, 529, 317 и 1213. В конце 80-х годов лорды вносили около двух тысяч поправок в сессию к правительственным законопроектам.
Господство двухпартийной системы приводит к тому, что лишь одна из двух партий - консервативная или лейбористская - обладает большинством мест в Палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически только Правительство обладает законодательной инициативой. И ни один законопроект, исходящий от депутатов, не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженное парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной сфере, как и в сфере контроля за деятельностью Правительства, - все это говорит об упадке британского парламента, "матери парламентов", знавшего в прошлом лучшие времена.
На положение британского парламента влияют и международные реалии. Присоединение Великобритании к Европейским сообществам, ныне преобразованным в Европейский союз (ЕС), влечет прямое посягательство на дотоле нерушимый принцип суверенитета парламента. Регламенты, издаваемые Комиссией Союза, включаются непосредственно в правовую систему государств-участников; нормы регламентов имеют преимущественную силу по отношению к соответствующим положениям национального права. Сам британский парламент, приняв Акт о Европейских сообществах 1972 г. \ согласился с тем, что все права, полномочия, обязательства
|