|
аконов "Нового курса" Ф. Рузвельта подтвердил существующее распределение компетенции. Но уже в те годы отчетливо обозначилась все растущая тенденция к централизации, порождавшаяся экономическим, развитием страны. Юридическим основанием усиления центральной власти служит заключительный абзац раздела 8 ст. 1, предоставляющий Конгрессу издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления указанных ранее в статье прав, как и всех других прав, которыми Конституция наделяет правительство США или его департаменты либо должностных лиц.
Хотя положения раздела 8 ст. 1 с момента принятия Основного закона ни разу не были изменены, но ряд поправок к нему расширил компетенцию центральной власти. В частности, такое расширение произошло с принятием поправок XIII, XIV и XV, вступивших в силу сразу после Гражданской войны; поправка XVI, вступившая в силу в 1913 г., имела значительный централизующий эффект, поскольку разрешила Конгрессу устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, вне зависимости от их распределения между отдельными штатами, без учета каких-либо переписей или исчисления населения. Федерация, таким образом, получила возможность значительно увеличивать свои финансовые ресурсы и, следовательно, возможности для активного вмешательства в дела штатов. В настоящее время активное вмешательство центрального правительства в дела штатов является обычной практикой. Наиболее серьезной формой зависимости штатов от центра является финансовая, поскольку без дотаций из центра штаты существовать не могут.
Конституция США - "жесткий", трудноизменяемый документ. Для ее изменения необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный
|