|
назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.
Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости - изгнание.
б) Преступления против собственности.
За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:
* за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
* за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.
в) Преступления против семьи:
* беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
* встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
* связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался
|