ренные. Рассмотрим каждую группу отдельно: сперва поговорим о покоренных с оружием в руках. О покоренных с оружием в руках или о закони Элия Сенция.
13 Итак, законом Элия Сенция постановлено, чтобы рабы, которые в наказание были заключены господами в оковы, клеймены горячим железом, допрашиваемы пытками за преступление и изобличены в совершении такового, равно и те, которые предназначены были бороться с дикими животными и брошены были или на арену цирка или в тюрьму, а затем были отпущены на волю или тем же самым господином или кем-либо другим, -пользовались теми правами, которые были предоставлены иностранцам, сдавшимся римскому народу.
Об иностранцах, покоренных с оружием в руках.
14 Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались про ИНСТИТУЦИИ ГАЯ против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.
15 Следовательно рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной собственности (no jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем их причислять к покоренным и сдавшимся римскому народу.
16 Если же раб не подвергся такому бесчестию, то он, будучи отпущен на волю, делается или римским или латинским гражданином.
18
17 Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, т.е. или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания - то такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий недостает, то оно будет латином.
Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю.
18 |