|
ства на особу короля или членов его семьи, посягательства на безопасность государства); 2) преступления против религии (ереси, атеизм, богохульство, колдовство и др.); 3) преступления против частных лиц.
Французское феодальное уголовное право, на которое известное влияние оказало уголовное право римской империи, было основным; в нем не были четко разработаны такие понятия, как рецидив, соучастие, отягчающие или смягчающие вину обстоятельства. Не учитывалась вменяемость обвиняемого, его возраст: наказывались дети, психически больные. Существовало по отдельным составам объективное вменение: наказанию подвергался не только виновный, но и члены его семьи (например, при посягательстве на особу короля). Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.
Наказания отличались жестокостью (смертная казнь, каторжные работы, членовредительские, бичевание кнутом, тюремное заключение) и неравенством, что давало возможность широкого судебного произвола.
Смертная казнь полагалась за многие преступления: измена, мятеж, оскорбление величества, богохульство, ересь, колдовство, святотатство, подделка монет, убийство, дуэль, кровосмешение, квалифицированная кража и т. д. Как правило, по тяжким преступлениям дополнительным наказанием была конфискация имущества.
Нередко жестокие наказания применялись за инакомыслие. Так, например, некий Ла Барр был приговорен за чтение антикатолической книги и за то, что не снял шляпу перед религиозной процессией, к следующему наказанию: "вырвать у него язык, отрубить на соборной паперти руку, затем сжечь на медленном огне".
"Право нетерпимости, - писал Вольтер, - нелепо и варварски жестоко, это право тигров и оно тем ужаснее, что тигры терзают людей ради пропитания, а мы подвергаем казням во имя мертвых параграфов
|