ания Средневековья не только позволили установить главные тенденции движения численности народонаселения и факто
22
ры, влиявшие на него. Они позволили также по-новому взглянуть и на самою эпоху как время мощных миграционных процессов - перемещений огромных масс и групп людей, в ходе которых осуществлялось формирование этнического облика европейского континента и его хозяйственно-культурное освоение.
Миграции - явление, присущее всем историческим обществам, так же как и современному. Но в средние века этот процесс имел свои особенности и формы, разные для разных периодов этой многовековой эпохи.
Миграции раннего Средневековья, как и периода Древности, отличались от позднейших тем, что они нередко втягивали в себя целиком весь народ, который в течение относительно короткого времени переселялся полностью на новое место. Именно такой характер носили миграции германских племен. Их результатом было значительное обновление населения на европейском Западе, что засвидетельствовано как письменными и археологическими источниками, так и данными топонимики - названий селений, областей, до сих пор напоминающих об этом "Великом переселении народов"1. Во Фландрии, Лотарингии, Эльзасе, Франш-Конте широко распространены топонимы с суффиксом "инг", обозначавшим у германцев ближайшее окружение - "фамилию" франкского, алеманнского или бургундского вождя: "люди такого-то". Таков, например, Ракранж в департаменте Мозель, название которого происходит от слова "рахеринг" - "люди Рахера". Особенно многочисленны названия со словом "фер" или "фара", обозначавшим у франков, бургундов, вестготов и лангобардов семейный германский клан, осевший после переселения в одном месте и сохранявший единство. Таковы во Франции Ла-Фер (деп. Эн), Фер-Шампенуа (деп. Марна), Ла-Фар (деп. Буш-дю-Рон, Воклюз) и многочисленные "фара" в наименовании поселений,
|