ратегом торговли», а его книгу — «евангелием меркантилизма». Мэн и его сторонники отождествляют богатство с деньгами, золотом. Как же умножать размеры богатства? «Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег, — пишет Мэн, — является внешняя торговля»3.
Чтобы увеличить богатство, нужно следовать таким рекомендациям: 1) добиваться положительного торгового баланса, «продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»; 2) не копить деньги как сокровище, а использовать их в торговых операциях, расширять торговлю — «вывоз наших денег является средством увеличить наше богатство»; 3) быть экономными в расходах, избегать расточительства, излишеств, порочной праздности. Ссылаясь например трудолюбивых голландцев — соседей англичан, Мэн осуждает тех, кто, «предаваясь удовольствиям и в последние годы одуряя себя трубкой и бутылкой, и уподобляясь животным, посасывая дым и выпивая за здоровье друг друга», утрачивает обычную доблесть, которую англичане «часто так хорошо проявляли и на море, и на суше»4.
Меркантилисты — сторонники сильной власти; они выступают за государственную поддержку торговли, ремесел, но против мелочной регламентации. Условием роста богатства нации служит не только выгода внешнеторговых связей с другими, особенно отдаленными странами (Индией, Китаем), но и раз-
4
витие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Они (меркантилисты) за расширение производства товаров из иностранного сырья. «Эти производства дадут работу множеству бедного народа и увеличат ежегодный вывоз товаров за границу». «Мы должны, — поучает Мэн, — стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров». «Там, где население
|