|
ла рынка.
64
Чемберлин уделяет особое внимание организации сбыта, использованию рекламы. Он обосновал понятие «издержки сбыта», подробно раскрыл существо этого инструмента конкуренции. показал его влияние на формирование спроса. Спрос, по Чемберлину, определяется не только доходами, интересами, предпочтениями покупателей, но и организуется поставщиками товаров. Ученый выделяет специфические особенности фор-мирования и управления спросом.
Теорию несовершенной конкуренции и формы конкуренции при олигополии подробно обрисовала Робинсон. В ее работе выделены такие формы конкуренции, как лидерство в ценах, «издержки плюс», соглашения производителей и поставщиков в рамках отрасли, государственные ограничения. Обращается внимание на практику «ценовой дискриминации» посредством раздела рынка сбыта одного товара на сегменты с разным уровнем цен. Рассматривается практика «снятия сливок» путем организации продаж разным группам покупателей с учетом различий в уровнях их покупательной способности. При олигополии фирмы могут снизить объем выпуска продукции, но несколько повысить цены. Один продукт может быть заменен другим, того же сорта, но более дорогим. Возрастает роль торговой марки, рекламы. Покупатель учитывает качество, транспортные расходы, обслуживание, предоставление кредита, упаковку, внешний вид.
Плюсы и минусы олигополии рассматривали и другие экономисты. Некоторые из них, например Шумпетер, Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет выделять средства для НИОКР, повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей посредством выпуска новых товаров, расширения ассортимента.
Предлагая свою теоретическую концепцию, Робинсон придерживалась антимонополистической позиции, выступала против засилья монополий. Она
|