|
ожения Двусторонняя олигополия Ограниченная монополия спроса
один Монополия предложения Ограниченная монополия предложения Двусторонняя монополия
Рис. 6. Формы рынков
Как показали в своих работах Робинсон и Чемберлин, реальные процессы протекают между двумя полюсами — монополией и конкуренцией. Совершенная конкуренция — это своего рода идеал, при котором закон спроса и предложения действует, так сказать, в чистом виде. Практически не бывает чистой монополии, т. е. ситуации, когда на рынке один продавец, нет заменителей товаров, существуют барьеры для выхода конкурентов на рынок, спрос абсолютно не эластичен.
Чистая монополия — это скорее теоретическое понятие, а не реальная обстановка на рынке. Если раньше считалось, что монополия исключает конкуренцию, то Чемберлин обосновал иное представление. Он утверждает, что типичным для современного рынка является сочетание конкуренции и монополии. Он ввел понятие «монополистической конкуренции». Это понятие — «вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия — альтернативные понятия и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Мы,
63
напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления (composites), включающие и конкуренцию, и монополию»16.
Монополистическая конкуренция, по мнению Чемберлина, возникает на основе дифференциации продукта. Сегодня на рынке предлагается около ста марок сигарет, но покупатель предпочитает одну-две. Популярность этих, наиболее ходовых марок сигарет обусловливается качеством табака, привлекательностью упаковки, маркой фирмы, умелой рекламой. Монополия «любимых», быстро раскупаемых сигарет лишь подстегивает конкуренцию на табачном
|