ни всего лишь вспомогательный материал, небольшое подспорье. Речь идет, в первую очередь, о знакомстве с оригинальными работами, первоисточниками. Важность чтения первоисточников в экономическом образовании трудно переоценить. Известный авторитет в области экономической
2
истории, автор недавно переведенного у нас капитального труда «Экономическая мысль в ретроспективе» Марк Блауг писал:
«После прочтения комментария к какой-либо великой книге возвращались к оригинальному тексту и обнаруживали, что книга содержит намного больше того, что мы были склонны от нее ожидать. Комментарии аккуратны и последовательны, а великие книги — нет. Вот почему следует читать великие книги»1.
Обращаясь к истории экономической мысли, мы постигаем логику экономического мышления. И не только, и не просто логику. История науки отвращает нас от догматизма, односторонних взглядов и поверхностных оценок. Она не рекомендует совершать «колебания» от принятия одной доктрины к восторженному поклонению другой, прямо противоположной.
Истина в экономической науке многозначна и изменчива. Не мода и вкусы, не симпатии и корысть, а беспристрастные заключения и выводы помогают постичь суть происходящих процессов, вскрыть реальные отношения и тенденции. Телевизионная реклама и пропагандистская шумиха лишь уводят в сторону.
2. Где искать источник богатства?
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему — значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.
Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты
|