|
мические проблемы применительно к реальным условиям экономической жизни. Работа его насыщена многочисленными примерами, сравнениями, взятыми из практики. Теоретический подход он пытается совместить с историческим, порой ссылаясь и цитируя положения, отстаиваемые представителями исторической школы. Принцип анализа, используемый в его работе, несколько упрощает, схематизирует реальную действительность, не позволяет органично связать теорию с практикой.
2. «Два лезвия ножниц»
Экономическая наука, пишет Маршалл, ставит своей целью, во-первых, приобретать знания для самой себя и, во-вторых, проливать свет на практические вопросы. Это не значит, что следует непосредственно ориентироваться на практическое применение результатов исследования. Научные изыскания должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены7.
Маршалл упрекает Рикардо за чрезмерное внимание, которое тот уделял издержкам производства (стоимости), и недостаточное внимание, уделявшееся анализу спроса. Он утверждает, что это послужило одной из причин недооценки важности исследования проблем потребления, проблем, связанных с анализом человеческих потребностей, потребительского спроса. Именно анализ потребностей, полезностей и спроса выдвигается в качестве определяющей проблемы экономической науки.
Спрос связан с оценкой полезностей: в основе спроса лежит полезность. Маршалл пишет о законе насыщения полезностей, или законе убывающей полезности, как о привычном, коренном свойстве человеческой натуры8. В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса (рис. 2), имеющие понижательный наклон. Увеличение количества данного блага (товара) понижает полезность его предельной единицы.
|