|
ует внимание на значении количественных оценок побудительных мотивов и поступков людей, на измерении их с помощью «денежной цены». По словам Маршалла, шиллинг для бедного человека «действует» сильнее, чем для богатого.
Маршалл предложил заменить термин «политическая экономия» на «экономике» (буквально — «экономика», «экономическая наука»). По его мнению, этот термин точнее отражает предмет исследования; «экономике» имеет основания претендовать на название точной науки; экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства. Строго говоря, точный перевод названия основного труда Маршалла — «Принципы экономикса», а не «Принципы политической экономии», как это дано в русском переводе работы.
«...Отыскивая наиболее очевидный принцип, на котором можно было бы обосновать эту науку, она (неоклассическая школа) находит его в том факте, что всякий человек ищет УДОВОЛЬСТВИЯ и избегает неприятности и при всяких обстоятельствах стремится получить максимум одного при минимуме другого»1. Сводя стимулы, которыми руководствуется человек,
53
исключительно к личному интересу, неоклассическая школа не отрицает начисто другие, «она только считает себя вправе, прибегать к абстракции, без которой не может установиться ни одна точная наука, считает себя вправе устранять с поля исследования всякий другой элемент, кроме того, который желательно изучить». «Экономический человек» «вновь оказался в почете, да к тому же и в еще более упрощенном виде — в виде стратегического человека. Люди рассматриваются только как силы, представленные в форме стрелок, все равно как в геометрических фигурах в руководствах по механике»2.
Приведенная оценка методологической позиции, исповедуемой неоклассиками, быть может, покажется слишком категоричной.
|