хотника,
42
заброшенного на несколько месяцев в тайгу, неодинакова. Это может быть один и тот же человек; сегодня — он продавец, завтра — таежный охотник. Для него полезность одних и тех же товаров в разных жизненных ситуациях далеко не равнозначна.
Полезности товаров, материальных и духовных благ лежат в основе потребительского выбора. Полезность — важная, но нередко трудно уловимая категория, выполняющая определенную функцию. С ней связано понимание мотивов поведения людей, потребителей. Мотивы поведения находятся в центре внимания австрийской школы, ибо от них зависит, что именно нужно производить.
Потребностей много; если удовлетворяется одна потребность, то отодвигается удовлетворение других. Если деньги тратятся на приобретение одной вещи, то это означает, что расходы на приобретение других сокращаются.
Товары важны не сами по себе, а потому, что с их помощью мы обеспечиваем себе те или иные потребности: утоление голода, удобство передвижения, домашний комфорт. Хозяйственная ценность, отмечал Менгер, есть значение, которое мы придаем данному предмету в силу нашего сознания, что от обладания им зависит большая или меньшая степень нашего хозяйственного благополучия1.
В работах представителей австрийской школы речь идет не о полезности потребительских благ вообще, не о свойствах хлебных изделий или золотых подсвечников, а о той полезности, которую эти блага способны принести данному лицу (группе лиц). А степень конкретной полезности благ для различных потребителей неравнозначна. Она зависит от степени редкости того или иного блага, от того его количества, которым располагает потребитель. Значит, в основе потребительского выбора лежат, по мнению австрийцев, два фактора: полезность и редкость.
«Необходимой связи между полезностью и редкостью не замечали
|