в», но он преодолевает их.
Не отвергая полностью участия государства в экономической жизни и контроля с его стороны, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов (теперь эта роль трактуется несколько иначе и целесообразность государственного регулирования признается почти повсеместно). «Шотландский мудрец», как называют Смита некоторые биографы, выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, защита страны, устройство и содержание общественных учреждений.
Из теоретических рассуждений Смита следуют и некоторые практические выводы. В пятой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов». В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это
14
предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал и на землю. Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового бремени — по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них...» Подобное умозаключение, сделанное 200 с лишним лет назад, да и многие другие замечания и предложения создателя «Богатства народов» звучат порой так, будто их сделали только вчера или сегодня.
Труд Смита отличается удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство,
|