|
убликанские, областные, краевые,
окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных
12 Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные
(действующие в пределах отдельной организации).
Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты,
содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их
принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут
содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и
постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.
По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между
нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную
юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция
возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных
юридических норм. Специальную норму можно рассматривать как исключение из
общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных,
названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.
Так, ст. 146 КоАП РСФСР закрепляет ответственность работников торговли за
нарушение правил торговли, а ст. 148 — за нарушение порядка
|