ной стороны другой, которое может быть
линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа
«инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и
разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц,
находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковы права и
обязанности. Например, различно правовое положение областного управления
внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного
финансового отдела. Не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора,
рыбоохраны.
Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные
отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и
продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом,
порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является
договор, отражающий волю обеих сторон'.
Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями,
односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны
и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание
субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче
лицензии, постановление о наложении штрафа.
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда
вступать
|