ьства, имеющее существенное значение и для других отраслей российского законодательства. Отныне оно состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Следовательно, никакие другие нормативные установления в состав гражданского законодательства не включаются. Это, в частности, касается актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов. Встречающиеся в Гражданском кодексе отсылки к "актам законодательства" (см., например, ст. 4 ГК) или "законодательству" (см., например, ст. 5-6 ГК) следует понимать в буквальном смысле как отсылки исключительно к федеральным законам.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать: гражданское законодательство - система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным органом Российской Федерации в установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и т. д. норм гражданского права.
В связи с этим необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в отличие от ранее употребляемой в широком смысле категории законодательства, под которым в ряде случаев понималась вся совокупность источников гражданского права, в настоящее время аналогичное понятие используется в строгом, буквальном его смысле. Во-вторых, гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации. Это означает, что законы, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь Российской Федерацией. В-третьих, именно с помощью федеральных законов в настоящее время формируется основной массив норм гражданского права, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы дифференцируются на федеральные конституционные и федеральные законы, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
|