ся два раза, емкость — два раза. Да и для всего текста это характерно: Подсудимый вину признал — употреблено три раза, в ходе судебного следствия — четыре раза, что свидетельствует о бедности речи.
Выразительность речи зависит от того, насколько активно мышление оратора, в какой мере сильны и ярки его эмоции, в какой степени владеет он богатством языка. Дореволюционные русские судебные ораторы, уважавшие свою профессию и людей, к которым обращена речь, умели использовать разнообразные языковые средства, передающие движение мысли, тончайшие оттенки состояния и действий человека, последовательность рассуждения оратора. В речах А.И.Урусова,
Лингвистические термины например, преобладали сложные предложения с придаточными, логические построения, отражающие последовательность рассуждения. Этому же способствовало большое количество логических вопросов, противопоставлений. Слова употреблялись чаще всего в их прямом значении. Экспрессивность речей достигалась использованием редких восклицательных предложений, риторических вопросов, метафор, параллелизма, иронии. В речах П.А.Александрова, Ф.Н.Плевако, Н.И.Холева, М.Г.Казаринова, С.А.Андреевского отмечены разнообразные пласты русской лексики (довольно часто слова использовались в их метафорическом значении), многообразные модели синтаксических построений.
Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию. Не забывайте слова, когдато сказанные А.В.Луначарским: «Ведь мы бьем в набат не в колокол — в сердце человеческое, а это тонкий музыкальный инструмент».
ЛЕКЦИЯ 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ ИСКУССТВА ЖАНР ОРАТОРСКОГО
Вопрос 1. Из истории судебного красноречия
Судебное публичное говорение один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него
|